Яхты

Яхты

Яхта – легкое и маневренное судно, оборудованное каютой и палубой. Раньше их использовали в военных целях и для перевозки важных персон. В современном понимании яхты – парусные и моторные лодки, предназначенные для отдыха, спортивных и туристических целей.

Яхты, рассчитанные на длительные переходы, оснащены всем необходимым – от комфортабельных кают и гальюнов до опреснителей морской воды и даже спутникового телевидения. Пребывание на судне будет не менее комфортным, чем проживание в гостиничном номере.

Происхождение

Слово “яхта” и эквивалентный термин во многих европейских языках происходит от голландского слова “jaght”, позже “jacht”, которое с добавленным словом “schip” означало “корабль для погони”. Первые суда голландцы использовали для погони за пиратами и в военных целях.

История

  • История возникновения яхт уходит в далекое прошлое. Прогулочные гребные суда появились еще в Древнем Египте. Речные прогулки были излюбленным занятием египетских фараонов. Правда, на современные яхты старинные суда были совсем не похожи.
  • Спустя несколько сотен лет парусные яхты появились в Европе. Первое прогулочное парусное судно было построено в 1600 году для сына английского короля – Джеймса I.
  • Другие монархи стали использовать военно–морские суда для транспортировки и завоеваний.
  • Прогулочные суда стали называться “яхтами” только после времен Карла II. Монарх был изгнан в Европу и провел большую часть времени в Нидерландах. На тот момент в стране яхты широко использовались в качестве прогулочных лодок. Голландцам удалось изобрести легкие маневренные суда и строить несколько тысяч яхт в год.
  • Сначала небольшие быстрые лодки использовали для преследования контрабандистов, пиратов и преступников, а затем – для доставки грузов. Дело дошло до того, что голландцы стали контролировать 60% перевозок в Европе. В те времена быстрая транспортировка товаров могла осуществляться только по водным путям.
  • Один экземпляр яхты был подарен Карлу II. Монарх оценил подарок: после возвращения на родину прогулочные маломерные суда получили широкое распространение. Началось активное развитие прогулок по реке Темзе.
  • В 1739 году Англия оказалась в череде войн: постепенно яхтинг сошел “на нет”. Интерес “возродился” лишь в 1820 году. А вот в Ирландии яхты становились все более популярными. В 1720 году здесь появился первый в мире яхт–клуб Cork Harbour Water Club.
  • В начале 19–го века быстроходные яхты представляли собой люгеры, шхуны и шлюпки. Суда отличались узкой балкой и большими парусными площадями. Именно в это время гонки на яхте стали обычным делом.
  • Чуть позже появились яхты с паровым двигателем. На смену им пришли суда с двигателем внутреннего сгорания.
  • Первые четырехтактные бензиновые двигатели разработали Николаус Отто и Готлиб Даймлер. В период с 1898 по 1906 год мощность двигателя возросла в рекордные 25 раз: с 25 л.с. до 500 л.с.
  • Парусные суда продолжали управляться из кормовой части суда. А вот конструкция яхт с ДВС предполагала наличие мостика в передней части кабины. Это обеспечивало лучшую видимость вперед и вбок.
  • В начале 20 века появились надежные дизельные двигатели, которые могли “похвастаться” низкой стоимостью эксплуатации.
  • В России яхты появились во времена Петра I. Великий реформатор был увлечен морем и буквально “с нуля” создал российскую флотилию.

Классификация

Классифицируя яхты, в первую очередь стоит разделить их на гоночные (спортивные), коммерческие и частные (для путешествий):

  • Гоночные яхты предназначены для спорта и туризма. Суда спроектированы с акцентом на удобство управления. Морские болиды идеальны для скоростных коротких переходов.
  • Частые яхты предназначены исключительно для личного использования владельцем и членами его семьи. Суда могут принадлежать и компаниям.
  • Коммерческие яхты – моторные или парусные суда для частных круизов.

По европейским стандартам яхты делятся на 4 класса: A, B, C и D:

  • Класс А (яхты для использования в океанских водах). Способны преодолевать силу ветра более 21 м/с (8-40 узлов) и высоту волны 4 м (13 футов).
  • Класс В (морские яхты). Способны преодолевать силу ветра не более 21 м/с (8-40 узлов) и волну высотой менее 4 м (13 футов).
  • Класс С (прибрежные яхты). Способны преодолевать силу ветра не более 14 м/с (6-27 узлов) и волну высотой не более 2 м (6,6 футов).
  • Класс D (легкие малогабаритные яхты или катера). Способны преодолевать силу ветра 8,2 м/с (4-16 узлов) и волну высотой не более 0,5 м (1,6 фута).

В зависимости от основной конструкции корпуса выделяют три основных типа яхт:

  • Однокорпусные. Это самая популярная конструкция моторных и парусных лодок. Форма корпуса и глубокий балластный киль способствуют более легкому передвижению судна под острым углом к ветру, в лавировку и с креном. Однокорпусные парусники хорошо “отрабатывают волну”: судно плавно, без ударов “переваливается” с одной волны на другую. Главное достоинство 1-корпусных яхт - остойчивость.
  • Катамараны. Судно имеет два корпуса, расположенные в виде полозьев саней. Это значительно повышает устойчивость. Большие катамараны намного вместительнее классических яхт. Проходимость катамаранов выше, так как киль не опускается в воду.
  • Многокорпусные суда (они же – тримараны). Судно состоит из трех параллельно расположенных корпусов. Такие яхты считаются самыми устойчивыми из–за большой ширины. Тримараны могут быть обычными или открытыми. Суда безопасны: даже если два корпуса заполнялся водой, третий удержит яхту на плаву. Из–за ширины судна на тримаране достаточно трудно лавировать. К тому же, конструкция яхты не подразумевает большого жилого пространства.

Строительство

Первоначально все яхты строились из дерева. В середине 19 века мире появились первые паровые яхты с стальным корпусом. Чуть позже уже в 1960 году – для строительства моторных лодок стали активно использовать стекловолокно. Сегодня для строительства лодок используют все три материала:

  • Дерево. Сейчас деревянные яхты можно встретить не так часто. Но технология WEST все же используется: слои дерева, пропитанные эпоксидной смолой, обеспечивают легкий, но в то же время прочный корпус.
  • Металл. Несмотря на свою крепость, алюминий – очень легкий металл для строительства яхт. Он не очень популярен: все дело в высокой стоимости. К тому же, его сложно спаивать. В большинстве случаев требуется дополнительная обработка корпуса в части под ватерлинией. Иначе образования коррозии не избежать.
  • Стекловолокно. Стекловолокно – популярный материал корпуса яхт длиной менее 24 метров (79 футов). Корпуса из стекловолокна не боятся коррозии, но не защищены от огня. Серийное строительство лодок из стеклопластика осуществляется в гораздо более короткие сроки. Большинство новых яхт строят в закрытых пресс–формах (пластмасса и стекловолокно накладываются вручную). Другие – методом вакуумного вливания: сначала накладывают термоволокно, а затем внедряют пластик под атмосферным давлением.

Бортовые системы

  • Устройство яхт включает комплекс систем, главная задача которых – обеспечение безопасной и полноценной работы судна. Бортовые системы включают:
  • Систему безопасности. Отвечает за оповещение о бедствии и спасение членов экипажа.
  • Систему электропитания. Электрическая мощность обеспечивается батареями, которые заряжаются генератором переменного тока с приводом от двигателя.
  • Водяную систему. Отвечает за обеспечение водой гальюна и камбуза, а также охлаждение двигателя, запас питьевой и пресной воды.
  • Также выделяют навигационную, топливную систему, систему плавания и др.
  • В современных яхтах используется различное коммуникационное оборудование: приборы, предоставляющие информацию о скорости ветра (анемометры), ориентации (компас), глубине воды (эхолоты).
  • Навигационная электроника – GPS и картплоттеры (морские навигаторы, определяют местоположение яхты) радары (определяют положение берега и других судов поблизости.

Парусные яхты

Парусные яхты делятся на две большие категории: гоночные и крейсерские.

Крейсерские (круизные) яхты

Крейсерские яхты – парусные яхты, предназначенные для продолжительных морских и оконечных круизов, не имеют ограничения по удалению от берега. Судна спроектированы с учетом комфорта экипажа и отличаются большой вместимостью – до 100 человек.

  • Главный атрибут крейсерской яхты – наличие одной или нескольких кают для отдыха.
  • Крейсерские яхты долговечны и просты в управлении.
  • Суда имеют прочную конструкцию, способную нести запас снабжения (вода, продовольствие и т.д.)
  • Дополнительно крейсерские яхты оборудуются средствами связи и специальным навигационным оборудованием.
  • На судне есть все необходимое – от комфортабельного гальона и камбуза до просторной кают–компании.

Категории:

Выделяют три основных типа круизных яхт:

  • Маленькие яхты. Чаще всего это трейлерные парусники, которые легко буксируются автомобилем. Маленькие яхты имеют длину от 7,6 до 10 метров (25–33 фута) и весят не более 2300 кг (5000 футов).
  • Оффшорные круизеры. Это надежные и самые дорогие яхты с тяжелым корпусом. Общая длина оффшорных судов превышает 14 метров (45 футов).
  • Прибрежные яхты. Длина корпуса варьируется в пределах 10–14 метров (33–45 футов).

Гоночные яхты

Основное назначение гоночных (спортивных) яхт – соревнования. Именно поэтому удобству размещения экипажа при проектировании парусника уделяется меньше внимания.

  • Гоночные яхты не имеют излишеств и развлекательных зон. Они построены с акцентом не только на удобство экипажа, но и на удобство управления судном. Большой функционал регулировки настроек управления парусами позволяет максимально чутко реагировать на ветровой диапазон.
  • Главная особенность спортивных яхт – облегченная конструкция. Это обеспечивает большую скорость, но с другой стороны – делает парусник менее прочным.

Категории

По международным стандартам спортивные яхты делятся на две основные категории:

  • Тип А. Сюда относят современные спортивные яхты с техническим оснащением.
  • Тип В. Олдскул – яхты, спроектированные более 20 лет назад.

Конструктивные особенности

  • Парусное вооружение гоночных яхт в обязательном порядке включает специализированный трисель (вместо грота), стаксель и утяжелители спинакера и стакселя.
  • Скоростные яхты имеют грот из углеродного волокна (со сплошными рейками) или кеврала.
  • Характерная особенность гоночных яхт – киль–плавник с высоким коэффициентом удлинения.
  • На некоторых моделях гоночных яхт наклонный киль смещается из стороны в сторону. Это обеспечивает плавание с меньшим углом крена.
  • Подводные крылья судна обеспечивают движение вбок.

Дизайн

Парусные яхты классифицируются по парусному вооружению:

Одномачтовые яхты – бермудский шлюп.

  • Бермудский шлюп – судно с одной мачтой и двумя парусами. Бермудский шлюп является одним из самых быстрых кораблей в мире и может достигать скорости 16,5 узлов. Быстрое ускорение и скорость поворота – преимущества бермудского шлюпа перед большими судами.

Двухмачтовые яхты – иол, кэч, шхуна.

  • Йол – яхта, которая имеет основную переднюю матчу (ее называют “Грот–мачтой”) и заднюю мачту (“Бизань–мачту”) меньшего размера. Задняя мачта балансирует яхту.
  • Кэч – двухмачтовое судно с косыми парусами и небольшой кормовой мачтой (располагается впереди оси руля). При слабом ветре между задней и передней мачтой может устанавливаться апсель. Бизань–мачта обычно меньше главной и служит для увеличения скорости корабля. Слово ketch происходит от слова catch, обозначающего способ, которым паруса “ловят” ветер во время движения. Преимущество кэча – в лучшей управляемости и ходкости при сильном ветре
  • Шхуны могут иметь несколько мачт и не ограничиваются коммерческими малыми и средними парусниками. Фок–мачта расположена рядом с носовой частью судна и немного короче грот–мачты. Паруса шхуны располагаются вдоль судна, а не по длине балки. Это необходимо для предотвращения разрыва паруса во время сильных штормов и сильных ветров.

Парусное вооружение необходимо для того, чтобы приводить яхту в движение энергией ветра. Основными частями парусного вооружения являются:

  • Грот – основной парус большого размера.
  • Трисель – штормовой грот небольшой площади. Выполнен из очень плотной ткани.
  • Стаксель – передний парус (второй вспомогательный гроту основной парус). Штормовой стаксель выполняется из прочного материала и имеет небольшие размеры. Он необходим для движения яхты в сильный ветер и на полных курсах.
  • Спинакер – легкий гоночный парус из нейлона большого размера. Спинакер используют для полных курсов.
  • Генакер – гоночный парус. Крепится на бушприте или на носу яхты. Внешне генакер напоминает большой парашют. Управлять им намного проще, чем спинакером.
  • Генуя – самый большой по размеру передний парус. Генуя устанавливается на баке яхты и может дать более высокую скорость судну при хорошем бакштаге.

Снаряжение

  • Рулевое управление крейсерской яхтой осуществляется колесом или румпелем.
  • Для поднятия и регулировки парусов используют бегущий такелаж.
  • Стоячий такелаж используется для расчалки и поддержания мачты в рабочем состоянии.
  • Для подъема грота используют грота–фал.
  • Для управления подвижным рангоутом и парусами служат шкоты.
  • Гика–шкот используется для управления углом атаки ветра к гроту и управления гиком.
  • Тросы закрепляются при помощи шипов.
  • На палубе крейсерских яхт обычно есть страховочный трос, который защищает экипаж от падения за борт.

Двигатель

Маленькие круизные лодки могут работать на подвесном бензиновом двигателе. Яхты от 30 футов как правило оснащаются дизельным двигателем. Обычно крейсерские яхты имеют вспомогательную силовую установку, дополняющую использование парусов. Например, парусные яхты длиной 9,4 метра (31 фут) оснащаются двигателем мощностью 13 л.с. (9,7 кВт). Большие парусные яхты длиной 17 метров (55 футов) могут иметь двигатель мощностью 110 л.с. (82 кВт.).

Моторные яхты

Моторные яхты – яхты, приводимые в движение одним или несколькими двигателями. Длина моторных яхт варьируется от 10 до 40 метров (33–130 футов). В отдельную категорию выделяют супер–яхты (их часто называют мега–яхтами). Длина корпуса составляет более 40 метров (130 футов). В 2020 году завершилось строительство самой крупной мега–яхты – REV Ocean длиной 180 метров. Принципиальное отличие между кораблем и яхтой заключается в том, что последняя строится исключительно для личного использования и вмещает до 100 человек (с учетом экипажа).

Классификация

Существует 4 разновидности моторных яхт:

  • Катера. Моторные лодки с подвесным или стационарным лодочным мотором. Имеют длину до 7,6 м. Используются для эксплуатации только в небольших закрытых водоемах – озерах, небольших реках или каналах.
  • Круизные катера (моторные круизеры). Рассчитаны для использования в прибрежных водах и дельтах. Круизные катера обязательно оснащаются минимальными удобствами: гальоном, камбузом, душем и каютой со спальными местами. Длина круизеров варьируется в диапазоне от 7,6 до 13,7 м.
  • Моторные яхты. Яхты для отдыха и путешествий со стационарными двигателями. Рассчитаны на длительное пребывание. Судна имеют длину от 13,7 до 24 м.
  • Суперяхты. Комфортабельные яхты длиной более 24 м. В ряде стран суперяхты обязаны иметь на борту профессиональный экипаж. По уровню безопасности суперяхты ничем не уступают мегаяхтам.
  • Мегаяхты. Это крупнейшие моторные и парусные яхты. Имеют длину более 70 м. Мегаяхты океанского класса отличаются максимальной прочностью и износостойкостью, могут совершать длительные океанские прогулки на значительном расстоянии от прибрежной зоны.

Корпус

Выделяют три основных корпуса моторных яхт:

  • Полностью водоизмещающий. Перемещает воду вверх и с пути от судна, образуя волны. Таким образом, водоизмещающий корпус движется вперед, “вырезая” собственный путь через воду. Высокая скорость лодки с водоизмещающим корпусом определяется ее грузовой ватерлинией. Полноводоизмещающая конструкция корпуса в основном используется на больших круизных лайнерах и парусных лодках. В этом случае больше внимания уделяется плавности хода, а не скорости. Основным преимуществом водоизмещающего корпуса является то, что он двигается более плавно, чем глиссирующий. Но при этом дополнительная мощность максимальную скорость не увеличивает.
  • Глиссирующий. Яхты с глиссирующим корпусом развивают большую крейсерскую скорость. Глиссирующий корпус сконструирован таким образом, что во время движения работает как крыло. В отличие от водоизмещающих яхт он не скользит по поверхности, а не проталкивается через толщу воды. Именно поэтому сопротивление воды снижается, и моторная лодка может развивать высокую скорость.
  • Полуводоизмещающие. Суда с полуводоизмещающим корпусом имеют носовую часть клиновидной формы, корпус с глубоким V–образным вырезом (используется в 75% современных моторных лодок). Полуводоизмещающий корпус обеспечивает поддержку и устойчивость яхты на низких скоростях, но в то же время позволяет ей двигаться с более высокой скоростью по сравнению с водоизмещающими судами того же размера.

Двигатель

Моторные яхты могут иметь один или несколько дизельных двигателей. Также могут устанавливаются компактные и небольшие по весу бензиновые двигатели. Они менее шумные. Яхты с двумя двигателями более маневренны и надежны. С другой стороны, два двигателя увеличивают расходы на обслуживание моторной лодки.

Рекомендуем посмотреть

Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с Вами в течение рабочего дня
Бронирование
или оставьте заявку и мы перезвоним